Как справляться с маленькими детьми

Как справляться с маленькими детьми

Как справляться с маленькими детьми

Игра и общительность

   Играть – значит заниматься серьезным делом. Не все взрослые понимают, что означает для ребенка игра. Наблюдая, как детишки строят из кубиков дома и башни, играют в самолет, учатся прыгать через веревочку или заняты другими детскими играми, некоторые взрослые считают, что малыши просто развлекаются. По их мнению, детские игры не имеют ничего общего с такими серьезными занятиями, как приготовление уроков и – впоследствии – работа . Корни этого неправильного представления нужно искать в нашем детстве, когда нам внушали, что игра – это всего лишь забава, приготовление домашних заданий – обязанность, а работа – необходимость, не всегда приносящая удовольствие и радость.

   Понаблюдайте за ребенком, когда он перекладывает погремушку из одной руки в другую, или когда учится ползать по лестнице, или толкает кубики, изображая поезд, и вы придете к верному выводу: малыш занят напряженной работой – он изучает мир. Так он готовится к предстоящему полезному труду в обществе. Его занятие напоминает учебу студента в университете, когда он готовится к будущей профессии.

   Малышу нравится играть не потому, что это легко, а потому, что это трудно. Каждую минуту, каждый день дети стремятся постичь все новые и более трудные виды деятельности. Они хотят научиться делать все то, что делают другие дети и взрослые.

   Очень многие мамы годовалых детишек жалуются, что их малыши не желают играть с кубиками, им больше нравится вставлять кастрюльки и сковородки друг в друга. Объяснение простое: ребенок видит, что мама “играет” с кастрюлями, а не с кубиками, поэтому и его больше привлекают кастрюли  сковородки. Родители должны понять, что по этой же причине многие дети бывают так зачарованы сигаретами.

   Простые игрушки – самые интересные. Многим малышам больше нравятся простые игрушки, и они дольше с ними занимаются. Это не потому, что дети непритязательны, а потому, что у них богатое воображение. Есть два типа игрушечных поездов. Один поезд очень похож на настоящий, даже по рельсам бегает. А другой  сделан из простых деревянных блоков, которые легко отделяются один от другого. Маленькому ребенку трудно справляться с игрушечной железной дорогой, да и в вагон ничего нельзя погрузить, пока не сломаешь крышу. Поэтому вскоре играть с таким поездом становится скучно. Поезд из кубиков гораздо интереснее. Два кубика, связанные вместе, - это грузовик с прицепом. А если сверху положить маленькие кубики, получится товарный поезд, который будет возить грузы в разные города. Когда малышу надоест путешествовать по суше, он превращает каждый кубик в лодку. Эту флотилию потянет баржа – самый большой кубик. Так развивается фантазия ребенка, поэтому он может играть достаточно долгое время.

   Некоторые родители переживают, что не в состоянии покупать малышу дорогие игрушки. Но представьте себе, как много он может сделать с обычной картонной коробкой. Она и кровать, и дом, и грузовик, и танк, и крепость, и гараж. Но это не означает. Что ребенку вообще не нужно покупать хорошие игрушки. Придет время, и ему захочется иметь хороший конструктор, трехколесный велосипед или другую притягательную для него игрушку, и вы их охотно купите. Но сначала обеспечьте малыша простыми игрушками, а потом добавляйте более сложные, исходя из его потребностей и своих возможностей.

   Младенцу нравится смотреть на яркие  предметы, подвешенные над его кроваткой. После пяти – шести месяцев ему нравится держать предметы в руке, греметь ими, жевать их. Хорошо подходят для таких целей пластиковые игрушки ( например, маленькие кольца, нанизанные на большое кольцо). Только следите, чтобы это были качественные игрушки, с которых не сходит краска.

   Между одним и полутора годами ребенок с увлечением засовывает один предмет в другой и толкает или тащит его по комнате. Деревянная коробочка на четырех колесах – любимая игрушка всех детей, но картонная коробочка с веревочкой тоже хороша. Сначала дети учатся толкать предметы перед собой, а потом уже тащить их за собой. Малыши с большим увлечением играют с кастрюлями  прочей домашней утварью, чем с кубиками или другими игрушками. Многие дети любят мягкие игрушки – кукол и животных, но некоторые к ним равнодушны.

   Ближе к двум годам ребенку становится все интереснее подражать взрослым и старшим детям. Сначала он подражает тому, что делает мама или папа, например подметает пол, моет посуду или бреется. После двух лет его воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют  с куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно – с кубиками. Кубики, поставленные один за другим, - это поезд, из них можно сложить дом и даже автомобиль. И так до бесконечности.

   Набор кубиков и блоков всех размеров и форм (конструктор) стоит десяти игрушек для ребенка шести – восьми лет.

   Дайте возможность детям играть по-своему. Часто, играя с детьми, взрослые невольно усложняют игру, мешая тем самым малышам заниматься своим делом. Например, мама купила дочке куклу с набором одежды. Девочке хочется сначала надеть на куклу пальто, а мать считает, что все предметы одежды должны идти по порядку.

   Или маленькому больному мальчику купили книжку с картинками для раскрашивания и цветные карандаши. Он берет оранжевый карандаш и начинает просто водить им по странице, ему нравится красить оранжевым небо и траву. Родителям трудно удержаться, чтобы не поправить ребенка: “Ты рисуешь неправильно, я покажу тебе, как надо”.

   Или, например, отец, у которого в детстве не было игрушечной железной дороги, покупает ее к Новому году для своего трехлетнего сына. Папе не терпится запустить железную дорогу. Он тщательно соединяет рельсы, а его сынишка берет один из вагонов и ставит его в угол комнаты. “Не так, - говорит отец, - надо поставить его на рельсы”. Малыш ставит вагон на рельсы и толкает; вагон падает. “Не так, - восклицает отец, - надо завести мотор, и тогда поезд поедет”. Но ребенок ещё не понимает, почему вагоны двигаются, ему не под силу завести железную дорогу, он даже не может правильно поставить вагоны на рельсы.

   В этом возрасте дети не в состоянии воспринимать явления реально. После того как отец, теряя терпение, объясняет сыну, как заводить железную дорогу, у него появляется сильная неприязнь к блестящим металлическим вагонам. Кроме того, малыш расстроен, что не оправдал папиных ожиданий. Он отходит от сложной для него игрушки и начинает играть с другими, более простыми, но доставляющими ему больше удовольствия.

   На этом примере я хочу подчеркнуть, что не стоит торопить ребенка. В свое время он будет правильно раскрашивать картинки, одевать кукол и с удовольствием играть с заводной железной дорогой. Подгоняя малыша, вы заставите его чувствовать себя дискомфортно, что принесет только вред.

   Игра с вами доставит ребенку удовольствие, если вы будете играть с ним на одном уровне. Пусть он сам покажет вам, как играть; если дитя просит помощи, помогите ему. Если вы купили слишком сложную для малыша игрушку, то либо позвольте ему играть с ней, как ему заблагорассудится, либо спрячьте её до тех пор, пока он не подрастет.

   Не заставлять, а научить ребенка быть добрым. Когда дети полутора, двух и двух с половиной лет играют вместе, они отнимают друг у друга игрушки. Малыш никогда не расстается со своей собственностью добровольно или потому, что он воспитанный ребенок. Он либо вцепляется изо всех сил в игрушку и способен даже побить захватчика, либо в замешательстве отдает без борьбы. Подобные картины приводят матерей в ужас. Но не стоит переживать.

   Если ваш двухлетний ребенок всегда отнимает игрушки у других, это не значит, что он вырастет задирой. Он ещё слишком мал, чтобы считаться с другими. Но если малыш всегда и все отнимает, то ему лучше играть с детьми по старше, которые уже умеют постоять за свои права. Если один ребенок всегда уступает другому, лучше разделить их на некоторое время. Если ваш малыш причиняет другому боль или если у него свирепый вид, оттащите его без разговоров и отвлеките чем-нибудь его внимание. Не стыдите ребенка – он решит, что его все предали, и станет еще более агрессивным.

   Если и после трех лет ребенок слишком агрессивен, если он не научился считаться с детьми, с которыми играет, значит, необходимо внимательно разобраться в его жизни в семье. Не исключайте помощь детского врача-психиатра, она может быть очень эффективной.

   Если ваш двухлетний кроха не желает расставаться со своей собственностью, это вполне нормально для его возраста. Постепенно он станет добрее, когда научится любить других людей. Если вы заставите отдать его бесценную колясочку, как только ее пожелает другой ребенок, он решит, что весь мир, и дети и взрослые, против него и хочет отнять у него его сокровища. Это только усилит его собственнические чувства вместо того, чтобы уменьшить их.

   Примерно к трем годам малыш начинает получать удовольствие от общения с другими детьми. Можете помочь ему, предложив игру:  “Сначала Александр повезёт коляску, а Мария поедет в ней, а потом Мария и Александр повезут коляску, а в ней будут сидеть игрушки”. Тогда ребенок с удовольствием поделится своими игрушками, не считая это неприятной обязанностью.

   Практика воспитания детей раннего возраста в коллективе показывает, что привитие положительных форм общения между малышами успешно проводится и на втором году жизни, если систематически приучать их обмениваться игрушками и делиться вкусным угощением. При обучении навыкам добра надо осторожно выбирать момент, используя относительно благодушное настроение ребенка.

   Избегайте “больших жертв” – не предлагайте ребенку расстаться с игрушкой, к которой он особенно привязан, или отдать конфету, если она единственная и малыш редко их получает.